Ру En 中文
06.12.2019
06/12 2019

Новый Город – новые возможности

«Русстройконсалтинг» принял участие в работе бизнес-миссии объединенной делегации ДФО на особенном событии – учредительном заседании по созданию зоны свободной торговли Хэйлунцзяна. Харбин, 25-27 ноября.

 

Делегация Приморского и Хабаровского краев под руководством вр.и.о. вице-губернатора Приморского края Константина Шестакова посетила в конце ноября Харбин, КНР – китайские партнеры представили новую площадку развития межгосударственного торгово-экономического сотрудничества, «Хэйлунцзянскую зону свободной торговли». Департамент международного сотрудничества Приморского края отмечает, что в числе обсуждаемых вопросов были вопросы сопряжения возможностей ТОРов на Дальнем Востоке и Свободного порта Владивосток с китайской программой развития Харбинского нового района и зоны свободной торговли Хэйлунцзян. Именно изучение опыта КНР в области создания и управления специальными административными районами и бондовыми зонами (зоны свободной торговли, где действует особый налоговый и таможенный режим) являлось основной целью «Русстройконсалтинга» в ходе бизнес-миссии.

– В частности, – говорит Дмитрий Евтин, руководитель направления инвестиционного и бизнес-консалтинга ХК «Русстройконсалтинг» – нас особенно интересовали макроменеджмент и девелоперские аспекты реализации проектов, подобных Новому Району Харбина.

В настоящее время Китай реализует масштабную государственную программу по созданию Новых Районов – своеобразных «городских центров роста», позволяющих обеспечить качественную трансформацию мегаполисов для их эффективного функционирования в условиях современности. В «Русстройконсалтинг» считают, что китайский опыт может оказаться критически важным для успешного выполнения стратегической программы регионального развития.

Новые рай­о­ны го­су­дар­ствен­но­го под­чи­не­ния Китая – осо­бые зоны эко­но­ми­че­ско­го раз­ви­тия, сформированные в пределах муниципальных образований, но работающие по собственным правилам и предлагающие резидентам определенные привилегии для экономической деятельности.. Их работа контролируется Гос­со­ве­том Китая. Первый такой район был создан в Пудуне, Шанхай еще в 1990 году; на сегодня насчитывается более 120 подобных зон. Большинство из них привязаны к портам и расположены на восточном побережье страны; таким образом, новый район государственного уровня в Харбине (первый в стране, прямо ориентированный на китайско-российское сотрудничество) представляет собой редкое исключение, отлично демонстрирующее заинтересованность Китая в работе с российским Дальним Востоком.

– Не секрет, что ситуация с городами российского Дальнего Востока близка к кризисной. Их рост сдерживается устаревшей инфраструктурой, узкие места которой практически невозможно «расшить» в существующих территориальных рамках (это касается, в частности, транспортной инфраструктуры). Например, предел урбанизации Владивостока достигнут уже сегодня – расположенный на полуострове город загнан в географический тупик, расширение городских территорий на о. Русский до сих пор преимущественно носит номинальный характер. Фактически, единственно возможным вектором расширения городских территорий является принцип «вдоль федеральной трассы». Но каждый новый жилой дом, каждое новое производство по этому направлению – усугубляет эффект «бутылочного горлышка» в плотном городском траффике Владивостока. Единственно возможный выход – создание нового центра притяжения, способного принять на себя часть нагрузки. Именно в этом вопросе наши китайские коллеги накопили огромный опыт.

 

Подход КНР заключается в создании новых городов – территориально, они находятся в границах существующих; фактически же представляют собой автономные районы, специально оптимизированные под актуальные задачи того или иного региона.

– Как правило, такие районы обслуживают зоны свободной торговли. В них переносятся все административные службы, строятся масштабные бизнес-кластеры, современные жилые районы, рекреационная инфраструктура. Рабочие места, торговые центры, спортивные и развлекательные объекты, парки, скверы, учебные заведения и так далее – все в одном месте.

Запланированная площадь Нового района Харбина составляет 493 квадратных километра, включая территорию комплексного развития Цзянбэй и территорию политического взаимодействия Цзяннань. В Новом районе Харбина формируется основная функция «четырех центров и одного наиболее развитого района», таких как финансовый центр на основе всестороннего сотрудничества с Россией и уникальный международный культурно-туристический центр. Особняком стоит Харбинский индустриальный парк в зоне комплексного развития Цзянбэй, который занимает площадь в 26 кв.км. Здесь создаются 4 индустриальных кластера – специализированные соответственно в областях информационных технологий нового поколения, новых материалов, «умного» производства, современных услуг. Строится штаб научных инноваций (объем инвестиций 3,94 млрд юаней). Началось строительство Центра Международной Торговли «Харбин — Северо-Восточная Азия», крупного выставочного комплекса.

Согласно программе, район охватит части территорий нынешних городских районов Сунбэй, Хулань и Пинфан. В 2030 году численность населения района достигнет 2 млн человек.

– В составе бизнес-миссии мы провели ряд встреч с представителями крупного бизнеса и государственных структур Китайской Народной Республики. В частности, рассматривался Проект «Новый Владивосток», в рамках которого предполагается создание выделенного государственно-административного центра за пределами зоны плотной урбанизации Владивостока, но в границах городской агломерации. По состоянию на декабрь 2019 года, «Русстройконсалтинг» ведет разработку предварительной (концептуальной, прединвестиционной) фазы проекта «Нового Владивостока». Отмечается высокий уровень интереса со стороны частных инвесторов из КНР. Учитывая, что до 60% китайских проектов Новых Районов финансируются за счет привлечения частного капитала, ХК «Русстройконсалтинг» планирует представить «дорожную карту» по владивостокскому проекту уже в ближайшее время.

 

Еще новости

Медиа-центр